Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Меню






Главная » 2018 » Февраль » 8 » мастер - класс для родителей
13:47
мастер - класс для родителей

Мастер - класс для родителей "Песочная терапия "Волшебный песок в руках ребенка"

Гуцалова В.В., воспитатель МБДОУ «Крепыш»

«Что посеешь, то и пожнешь» - гласит народная мудрость. К сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не заметная, как негативно сказывается на малыша внутрисемейные проблемы. Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.

Проблема психологического благополучия детей и психологического здоровья детей в условиях семьи и образовательного учреждения, эмоционально-личностное благополучие ребенка, забота о воспитании здорового ребенка и тема семьи и семейных взаимоотношений, проблемы детей, имеющих нарушения эмоциональной и поведенческой сферы, связанные с ними трудности, в настоящее время приобретает особую актуальность и являются приоритетным направлением в работе психолога с детьми, так как возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений на почве семейных факторов: неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного типа семейного воспитания, климата в семье, неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций, так как зачастую основные психологические проблемы детей берут начало в семье. На практике педагоги сталкиваются с подтверждением того, что дети – это зеркало имеющихся в семье проблем, поскольку ребенок – самый слабый и восприимчивый ее член.

Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей и в настоящее время являются самыми распространенными, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима, требуется своевременное обнаружение и коррекция, если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубины подсознания. Таким образом, появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у детей имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности и задачей психолога в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, если он плохо говорит или не может рассказать взрослому о своих переживаниях, песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, играя в необыкновенно приятный на ощупь песок, ребенок сам того не замечая, может выразить или рассказать о волнующих его проблемах показать свои страхи и избавиться от них, дает возможность снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться, снять стрессы, уходят проблемы.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Задачи песочной терапии:

  • Агрессивное, тревожное поведение, вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка), конфликтность;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье, конфликты и проблемы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами, сверстниками;
  • Упрямство, сопротивление или своенравие ребенка, негативизме, подавленность, обидчивость;
  • Частая плаксивость (без повода), истерики, непослушание, капризы;
  • Адаптации к любым серьезным изменениям в жизни, новым условиям в (трудности адаптации в детском саду, смена коллектива;
  • Застенчивость, робость, неуверенность в себе, замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка;
  • Проблемы поведения различного характера;
  • развитие воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

Работа с песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность, ребенок освобождается от напряжения.

Включение сказочной истории с песком дает возможность ввести ребенка в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Сказочные игры с песком снимают направленность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, расширяют способности к общению. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки. А самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций: ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! В песочнице есть хозяйка –Фея Песочной страны. Она строго следит за тем, чтобы, играя гости не нарушали законы песочного королевства.

  1. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности ,воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 

  1. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

  1. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

  1. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией

  1. Игра-упражнения «Вслепую»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.

  1. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

  1. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

  1. Игра-упражнение «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

  1. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»

Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Посчитать:

1) треугольники

2) квадраты

3) круги.

Просмотров: 1250 | Добавил: Duas | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




Ссылка на официальный сайт ГОСУСЛУГИ